« День рождения блога! | Главная | Вы не можете жить без интернет-маркетинга, если... »

19.09.07

Давать или не давать деньги в долг?

Давать или не давать деньги в долг?Вчера ко мне обратился мой партнер по бизнесу, попросив у меня деньги в долг. Я ему отказал, объяснив, что это моя принципиальная позиция: я никому и ни при каких условиях не даю деньги в долг. Более того, сам я также не беру деньги в долг.

Чем вызвана такая моя позиция?

Попробую объяснить.

С точки зрения бизнеса кредиты и ссуды являются чуть ли не основными правилами Игры. Считается, что нельзя построить серьезный бизнес, не взяв денег в кредит. Да, возможно, это так. При условии, если мы ограничим свое восприятие точкой зрения бизнеса и денег. Но если мы выйдем за рамки бизнеса и посмотрим на долги с духовной точки зрения, то обнаружим, что деньги, взятые в долг, могут весьма негативно сказываться на отношениях между людьми.

Когда человек берет деньги в долг, то он, вместе с этим, берет на себя обязательства по их возвращению в определенный срок. Он говорит: "Я беру у тебя Х денег и гарантирую, что верну тебе их в У день". Но разве может человек твердо говорить о будущем? Ведь в его жизни могут произойти самые разные события: приятные и не очень. И ни один из здравомыслящих людей, живущих на Земле, никогда не сможет гарантировать со 100% уверенностью, что произойдет с ним даже завтра. Не говоря уже о более отдаленных сроках.

В течение своей жизни я много раз брал деньги в долг и много раз давал другим. И знаете, что я обнаружил? Что иногда мне было трудно вернуть занятые деньги к определенному сроку. Если, вдруг, у меня возникали финансовые трудности или незапланированные затраты, то ближе к моменту выплаты долга я начинал напрягаться. А если, вдруг, человек, давший мне деньги в долг, намекал на необходимость возврата, то я непроизвольно начинал испытывать не очень хорошие чувства к этому человеку. Даже начинал стараться избегать его.

Еще чаще я сам давал деньги другим людям. Здесь статистика была хуже: КАК ПРАВИЛО, мне не возвращали деньги точно в срок: всячески оттягивали дату возврата, ссылаясь на самые непредвиденные (иногда даже невероятные) события в жизни. И тогда я начинал испытывать гнев. Как так? Человек обратился ко мне за помощью, я помог ему, но вот сейчас, когда пришло время расчета, он ТАК поступает со мной?! Разве он не понимает, что мне нужны мои деньги? И именно сейчас я в них нуждаюсь гораздо сильнее, чем тогда, когда одалживал ему их! Я ведь планировал свой бюджет и рассчитывал на появление этой суммы…

Говорят, берешь чужие деньги, а отдавать приходится свои. Думаю, что каждый из вас бывал в шкуре и дебитора и кредитора. И не раз попадал в ситуации и испытывал состояния, описанные мною. Тем не менее, люди повсеместно продолжают наступать на одни и те же грабли: дают деньги в долг и испытывают негативные эмоции, когда деньги не возвращают; берут деньги в долг и терзаются, когда у них не получается вернуть в намеченный срок.

Почти два года назад я решил разорвать этот замкнутый круг. Я сделал следующие три шага:

Шаг первый. Я принял твердое решение: никогда не брать и не давать денег в долг! Ни при каких условиях.

Второй шаг. Я отказался от всех денег, которые мне были должны. Лично повстречался с каждым из своих должников и просто сказал им, что дорожу нашими отношениями сильнее, чем деньгами. И поэтому я попросил их забыть о тех суммах, которые они были мне должны. Мы договорились, что впредь между нами не будут стоять денежные вопросы: я не буду просить у них денег в долг, а они у меня.

Третий шаг. Я даю деньги другим. Но только тогда, когда вижу человека, который действительно НУЖДАЕТСЯ в деньгах, именно нуждается, не в том смысле, что ему не хватает на покупку новой машины или квартиры, а в том случае, если деньги ему жизненно необходимы, тогда я ему просто отдаю ту сумму, которую могу отдать. Отдаю и забываю. Ни в коем случае даже для себя не вспоминаю о том, что я сделал.

Сегодня все мои друзья знают мою позицию. И уже никто не просит в долг. У нас отличные отношения и больше нет поводов для неприятных переживаний по отношению друг к другу.

Знаете, миллион друзей всегда лучше миллиона долларов! :-)

Опубликовал smakotin в 19.09.07 23:04

Комментарии

Дима, отличная статья и я поддерживаю такую же позицию уже больше года. И если уж я и даю в долг, то только ту сумму, которую мне не жалко отдать просто так, без возврата, т.е. как бы подарить!
Не совсем легко в начале было принять эту позицию, особенно когда на первых порах жизни в Киеве деньги были оочень нужны и приходилось занимать и, к сожалению, не отдавать во время! Но мои друзья, у которых я брал деньги, относились ко мне с пониманием, и именно они оказали мне сильную поддержку. И у нас сохранилась дружба!
Но уже сейчас, моя позиция в обе стороны (и брать и занимать) укрепилась и я также твердо заявляю о своей позиции :-)
Удачи!

Опубликовал(а): Дмитрий Мирошник в 20.09.07 14:02

Мне кажется очень важным, что когда ты даешь кому-то деньги, следует не "как-бы дарить", а именно дарить. Потому что в противном случае, ты все равно подсознательно будешь ожидать возврата долга. А так: дал и забыл! И не вспоминаешь об этом!

Опубликовал(а): Дмитрий Смакотин в 20.09.07 20:40

Дмитрий, пока читал, всё думал накатать свою позицию.

А потом прочитал третий шаг. Практически то, что я хотел написать.

"Я даю деньги другим. ... Я ему просто отдаю ту сумму, которую могу отдать. Отдаю и забываю."

Это - самая правильная позиция.

Опубликовал(а): Seigiard в 20.09.07 21:26

Дима, в твоей статье я увидела себя. Однажды я дала деньги в долг (у человека была больна мама), и вот уже 4 месяца как прошел срок возврата. Сначала я шла на уступки, слушала отговорки, потом появился гнев. Бегать за людьми я устала и решила отпустить ситуацию, так как уверена, что всем всё вернется бумерангом.

Прочитав книгу Синельникова про то, что если не можешь подарить деньги, то и давать в долг не стоит и брать тоже, а также прочитав твою статью сегодня, еще крепче утвердилась, что больше ни брать денег в долг, ни давать в долг не буду.

Всего тебе доброго и удачи!

Опубликовал(а): Эльвира в 21.09.07 01:15

Очень просто быть принципиальным, когда денег хватает. Я беру деньги в долг и даю также. Если не получается рассчитаться вовремя своими средствами, я переодалживаю и возвращаю всегда вовремя. Бывает, что у меня нет денег, но есть должники. К такой ситуации я отношусь с иронией, сам беру взаймы, и жду, когда вернут мне. Никакого гнева я не испытываю ни к кредиторам, ни к заемщикам, только таких принципиальных, как Вы, недолюбливаю (мягко сказал). А если Вы никогда не даете в долг людям, Вы никогда не узнаете, можно ли на них положиться. Только не подумайте, что мне нравится жить взаймы, но если так получается, то это не страшно. И как Вы только находите злостных невозвращенцев среди друзей, удивляюсь. Думаю, в вашем окружении найдутся те кто «кинут» Вас и без кредита, тогда вы заречетесь делать покупки, вести бизнес, ходить, кушать и, может, еще что-нибудь.
Удачи!

Опубликовал(а): Сергей в 21.09.07 14:49

Наверно для этого и придумали банки, чтобы сделать денежные отношения как можно более безличными.

Опубликовал(а): inf в 21.09.07 22:55

Точно, согласна на все 100% с третьим пунктом, тоже даю ту сумму, которую могу подарить и хочу. Ессно сразу с ней прощаюсь :-)
Если вернут, всегда приятно, как подарок.

Опубликовал(а): Nura в 21.09.07 23:00

Как по мне, абсолютно верная позиция... Хотя, честно говоря, у самого так не получается, не давать в долг тем, кто обращается. А по большому счету именно друзья и не обращаются с такими просьбами...

Статья классная!

Опубликовал(а): Vladimir Opanasyuk в 22.09.07 17:49

Достойная позиция!!!
Хотя, сам я иногда беру и даю в долг, но принципиальных людей уважаю!

Опубликовал(а): Stac в 22.09.07 22:16

Позиция достойная, сам пришел к тому же.

Правда, в долг я сам денег практически никогда не брал - разве что у директора, когда он мне зарплату не платил пару месяцев :)

А вот давать в долг... дело в том что человек которому можно деньги в долг давать - скорей всего их и не попросит. А если попросит то необходимый минимум. И вернет если не в срок, то как только сможет. А просят чаще всего те кому давать не стоит. И потребовалось потерять немалые для меня суммы чтобы научиться говорить нет.

Опубликовал(а): Alexandr в 24.09.07 01:32

А деньги Вы где храните, не в банковском ли учеоеждении, как большинство людей? Отдать деньги Банку - это по Вашему не дать деньги в долг? :-) Или участие в совместных с кем-то проектах, не есть ли это лишь одна из форм развития долговых обязательств между субъектами? Словом, красивая делорация, но совершенно неделовая в своей основе и потому кроме красоты своего звучаения ничего не дающая ни Вам самому, ни окружающим.

Опубликовал(а): фыфа в 24.09.07 04:08

2фыфа
Давать деньги человеку и организации - это не одно и тоже. В своей заметке я пишу о долгах между людьми, и пытаюсь донести мысль о вредном влиянии долгов на ОТНОШЕНИЯ между людьми.

Опубликовал(а): Дмитрий Смакотин в 24.09.07 11:49

Очень хорошая статья, я также недаю денег в долг, а если комуто даю, то просто даю не требуя возврата и если человеку они дейсвительно нужны не на развлечения и т.п. Потому что из-за денег может быть много ссор и т.п. и деньги в отношения лучше невмешивать. Также говорят что нежелательно вести бизнес с родственниками и друзьями или обсуждать кто сколько зарабатывает. Я если берусь за дело с кемто из друзей или приятелей сразу говорю как будет происходить распределение прибыли 50/50. Чтобы потом небыло вопросов никаких.

Опубликовал(а): fathom в 24.09.07 13:38

Тут важно следовать 1 простому правилу - давать в долг, когда уверен на 100% в возврате денег...

Опубликовал(а): jerril в 29.09.07 08:56

2jerril
Неужели можно быть уверенным на 100% в действиях другого человека? К сожалению, так бывает только в теории... :-(

Опубликовал(а): Дмитрий Смакотин в 29.09.07 22:09

Всё верно, но не совсем.
Моя точка зрения - выбирать кому давать. Ведь среди знакомых у всех всегда есть какая-то "долговая история", которая как правило известна в кругу знакомых/друзей. У меня в окружении есть люди, которые традиционно не возвращают долги в срок, и таким людям я не занимаю и думаю не займу. Также, есть люди, которым я всегда займу без тени сомнения, если у меня есть деньги на данный момент.
Пример, когда я даю деньги: у человека свой магазинчик, уже несколько лет, постоянный стабильный оборот. Когда он едет за товаром, бывает не хватает денег. Я точно знаю, что он вернет мне в ~3-х дневный срок. Даю в долг скажем на неделю, всегда возвращает. Это только укрепляет наши дружеские отношения и доверие.
Пример, когда я брал в долг: при покупке машины (как раз пример, когда по-Вашему не стоит давать деньги в долг) мне не хватало около $2k. Можно было подождать, подкопить, но я твердо решил купить именно сейчас, плюс способствовали обстоятельства. Я занял у двух друзей по 1000 у.е. , довольно серьезная сумма. Отдал в срок, плюс-минус неделя, плюс добавил "на пиво", хотя никто не просил. Я этим людям ОЧЕНЬ благодарен, понимаете? Благодаря их помощи я воплотил мечту.

Поэтому моя позиция: если уверен, что отдашь - бери. Если уверен в человеке - займи. Правда подумать нужно 10 раз, да и таких людей, которым я займу - по пальцам одной руки пересчитать..

Опубликовал(а): Takanton в 30.09.07 06:49

Pozitsiya Dmitriya skoree pravilnaya ,chem net...
No i nekotorie "osobie" mneniya imeyut prava bit.
Yasno odno-joroshee finansovoe polozhenie kogo to,ne mozhet ne stat dla nekotorij, predmetom popravleniya svoij del... . 100% iz kotorij iskrenne budut uverenni v svoevremennoy otdache No, k sozhaleniyu, v bolee chem 50% vsegda poyavlayutsa nepredvidennie obstayatelstva ,kotorie v bolshey chasti mogut bit vpolne serioznimi ,chto s chelovecheskoy pozitsii ,kak bi opravdivaet ij....Tak kak zhe bit? Davat ili ne davat? Ya dumayu,chto skoree vsego nado davat v dolg tomu cheloveku , kotoromu ti sposoben prostit etot dolg ,t.e. togo kogo lubish (!)Ya za individualniy podjod v kazhdom sluchae.
A vot chto ob etom govorit Biblia "...i prosti nam dolgi nashi ,kak i mi proschaem dolzhnikam nashim..."

Опубликовал(а): Valera в 25.11.07 16:24